Комитет нацбезопасности Казахстана немного приоткрыл подробности уголовного дела в отношении своего бывшего руководителя. По данным пресс-службы КНБ, Карима Масимова подозревают уже в трех преступлениях против Казахстана.
«[…] Продолжается досудебное расследование по факту государственной измены в отношении бывшего председателя КНБ Масимова К.К. В рамках данного дела дополнительно начаты досудебные расследования по фактам действий, направленных на насильственный захват власти, и превышения должностных полномочий. По подозрению в совершении указанных преступлений, помимо К.Масимова, задержаны бывшие заместитель председателя КНБ – начальник службы специального назначения "А" Ануар Садыкулов и заместитель председателя КНБ Даулет Ергожин», – отметили в спецслужбе.
Досудебное расследование продолжается. Ранее КНБ заявляло об аресте Масимова 6 января, но о других задержанных не сообщалось, так как «информация в интересах следствия разглашению не подлежит». Масимов был арестован 6 января после того, как КНБ начал расследование по статье 175 части 1 УК РК «Государственная измена». Досудебное производство начали в связи с «газовым бунтом» в Мангистау, который перерос в акции протеста по всему Казахстану, столкновения с полицией, мародерства и погромы, захват административных зданий и ряда аэропортов страны.
«Газовый бунт» в Казахстане
«Газовый бунт» начался в Мангистау 2 января 2022 года. Жители сперва Жанаозена, а затем и областного центра Актау вышли на митинги. Их не устроил рост цен на сжиженный газ с 1 января 2022 года практически в два раза: до 120 тенге ($0,27). Казахстанцы требуют снизить ее до 50-60 тенге ($0,13). Минэнерго РК объяснило, что с 1 января цена на газ формируется на электронных биржевых торгах на основании спроса и предложения, и что регулировать цены, как раньше, не выйдет.
Но это не помогло. 3 января люди снова вышли на митинги. Они начали высказывать и другие требования: разобраться в коррупционных схемах в регионе, искоренить родственные связи в политике, построить фабрики и заводы и дать казахстанцам рабочие места. В регион прибыла комиссия, которая встретилась с чиновниками и протестующими, а по стране начались аресты активистов, которые решили выйти на митинг в поддержку соотечественников, и блокировки интернета.
Правительство решило снизить цены на сжиженный газ в Мангистау, а Агентством по защите и развитию конкуренции в отношении собственников АЗС было начато расследование на предмет ценового сговора. Но к вечеру 4 января даже с наступлением темноты, снегом и похолоданием протестующие в Актау и в других населенных пунктах не разошлись. Люди жгли костры, звучали требования решить социальные проблемы, отправить в отставку правительство и убрать из казахской политики первого президента, елбасы Нурсултана Назарбаева. Митинги были даже в столице страны, Нур-Султане. Был введен режим ЧП в нескольких регионах ( Мангистауская область, Алматы, Алматинская область) и комендантский час до 19 января, снова отключили интернет, были проблемы и с сотовой связью. Но «газовый бунт» перерос из мирных протестных акций в акции протеста и беспорядки по всей стране, схватки с силовиками, первые попытки погромов магазинов и банкоматов. Только в Алматы к утру 5 января МВД республики сообщило об арестах более 200 человек. Пострадали 95 полицейских, были разбиты, повреждены или сожжены 37 автомашин полиции, пожарных машин. Кроме того, ночью агрессивные группы протестующих пытались проникнуть в здания органов власти (акиматов и других), им это не удалось. Начались досудебные расследования по 13 делам, связанным с насилием в отношении представителей власти при исполнении, хулиганством, нападением на здания госорганов.
На третий день протестов вооруженными людьми, которые выступали от стороны митингующих, был захвачен акимат Алматы и другие административные здания, аэропорты в Алматы и Актау, были разгромлены офисы нескольких редакций СМИ. Появились несколько петиций и требований разных групп протестующих: от смены кабмина и ухода из политики елбасы Нурсултана Назарбаева до полной перестройки страны по традициям панисламистского и пантюркистского движения «Алаш» и отмены ряда налогов и сборов. Частью протестующих открыто через соцсети руководило запрещенное в Казахстане движение «Демократический выбор Казахстана» под предводительством беглого олигарха Мухтара Аблязова. В аккаунты на YouTube, Instagram и в Telegram-каналы и чаты стекались видео из разных городов Казахстана с митингующими для поднятия духа сторонников. В особых телеграм-чатах сторонников Аблязова можно было увидеть и инструкции о том, как вести себя с полицией и какой контент публиковать в соцсетях на русском и казахском языках.
К вечеру 5 января президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выступил с вторым за сутки обращением к народу Казахстана. Он сообщил, что снял первого президента, елбасы Нурсултана Назарбаева с поста главы Совета безопасности и возглавил его сам. По его словам, протесты не только волеизъявление народа Казахстана, связанное с наболевшими проблемами, но и заговор, который спланирован заранее и имеет план и финансирование.
«Как президент, я обязан защищать безопасность и спокойствие наших граждан, беспокоиться о целостности Казахстана. Принятые мною меры нацелены на благополучие многонационального Казахстана. Но эти меры пока не достаточны. Обращает на себя внимание высокая организованность хулиганствующих элементов. Это свидетельствует о тщательно продуманном плане действий заговорщиков, которые мотивированы финансово. Именно заговорщиков. Поэтому как глава государства и с сегодняшнего дня председателя Совета безопасности намерен действовать максимально жестко. Это вопрос безопасности наших граждан, которые обращаются с многочисленными просьбами ко мне защитить их жизнь и жизнь семей. Это вопрос безопасности нашего государства. Уверен, народ меня поддержит. Что бы ни было, я буду находиться в столице. Это моя конституционная обязанность быть вместе с народом. Вместе мы преодолеем эту черную полосу в истории Казахстана. Выйдем из нее сильными», – отметил он.
Касым- Жомарт Токаев заявил, что «власть не падет», пообещал «действовать жестко» и объявил по всей стране чрезвычайное положение. Несмотря на это, погромы, поджоги и столкновения продолжались. Еще через несколько часов Токаев объявил о террористической атаке на страну извне, призвав на этом основании помощь силы миротворцев ОДКБ. ОДКБ впервые в своей истории оказала такую помощь, и миротворцы были введены в страну для охраны стратегических объектов. Первые из них появились на казахской территории уже 6 января. Высвободившиеся силы полиции, спецназа и спецслужб официальный Нур-Султан направил в регионы для подавления протестных настроений, борьбы с мародерами и наведения порядка. Жителей Казахстана предупредили о контртеррористической операции и просили не выходить из домов без крайней необходимости: президент дал поручение открывать огонь на поражение без предупреждения, заявив, что только на Алматы напало 20 тысяч бандитов . Начались и массовые аресты тех, кто занимался погромами и применял оружие, либо же просто неудачно оказался на улице, несмотря на предупреждения властей Казахстана. К 10 января МВД Казахстана заявило об арестах 7939 человек, часть из которых является гражданами других государств.
Известно о 20 погибших в результате событий в Казахстане: это 18 силовиков, по данным МВД РК на 10 января и 2 ребенка по данным Аружан Сайин, уполномоченной по правам ребенка РК. Точная цифра погибших и раненых среди и силовиков, и мирного населения неизвестна до сих пор. Ущерб от событий в Казахстане тоже еще не подсчитан: по данным на 6 января, он составил только для бизнеса более 100 млн долларов США. Сколько предстоит восстановить административных зданий и на какую сумму, тоже пока не озвучено.
По словам властей республики и союзников по ОДКБ, озвученной на внеочередной сессии государств-членов ОДКБ накануне, за этими событиями стояли не только внутренние факторы в виде наболевших и много лет не решаемых социально-экономических проблем в стране. Но и внешние попытки раскачать ситуацию, использование «майданных технологий» и опыта цветных революций, которые следует расследовать. Этой же точки зрения придерживались по отношению к ситуации и некоторые эксперты.
Предполагалось, что миротворцы ОДКБ будут находиться в стране до полной стабилизации обстановки. Но уже через 4 дня после появления миротворцев, 10 января, Токаев заявил, что за 10 дней контингент должен покинуть территорию страны, и начал снимать режим контртеррористической операции в регионах страны. Эвакуация сил ОДКБ началась в четверг, 13 января.
К этому времени в стране была проведена смена кабинета министров и советников президента, а сам президент Токаев провел презентацию нового пути развития для Казахстана. Часть кадровых назначений Токаева уже вызвала вопросы у гражданского общества и экспертов. Так, советником Токаева стал Магзум Мирзагалиев, который до этого был главой Минэнерго в прежнем кабмине и допустил переход торгов по природным ресурсам в электронный формат, хотя страна была к этому не совсем готова. А пост министра информации и общественного развития Казахстана достался Аскару Умарову, известному своими неоднозначными высказываниями в адрес Дня Победы и лиц неказахской национальности, живущих в Казахстане.
Фото на превью: www.gov.kz
Комментарии